Стефан АРРОЙО

ПРАКТИКА И ПРОФЕССИЯ АСТРОЛОГА
(продолжение)

 

Цели и Профессия астролога

Неверие людей не влияет на правду.
Дж. Кент

Феномен человека должен измеряться космической шкалой.
Тейяр де Шарден

Хотя на этой конференции*  мы будем подробно обсуждать соединение Плутона и Сатурна и разные психологические аспекты астрологии, я остановлюсь на вопросах, которые, как мне кажется, очень редко освещаются на конференциях и собраниях астрологов. На астрологических конференциях много внимания уделяется "новым" методам, которым иногда бывает более сотни лет, и чрезмерный упор делается на основы астрологии. Мы постараемся избежать таких вещей. Эта группа очень продвинутая - в ее активе тысячи лет астрологического опыта.

* Эта глава основана на беседе, состоявшейся во время 6-дневной международной астрологической конференции "Сатурн/Плутон" (Беркли, Калифорния, ноябрь 1982 г.). Конференция была посвящена обсуждению всех вопросов, касающихся целей, практики и профессии Астролога, и в этой беседе С.Арройо сделал обзор основных тем конференции. Конференция имела очень напряжённый график, это была в полном смысле "рабочая" конференция, использовавшая очень широко метод "мозгового штурма" и небольшие дискуссионные группы.

Не говорит ли соединение Сатурна и Плутона, что астрология как профессия должна быть трансформирована? Мне кажется, многие из вас думали об этом. Видимо во время соединения Сатурна с Плутоном (Сатурн относится традиционно к работе, профессии, а Плутон означает трансформацию) мы должны поставить вопрос об очищении профессии астролога от всего того, что мешало ей на протяжении нескольких последних веков. Не пора ли тем, кто практикует астрологию, заняться всерьез самоанализом и самотрансформацией, с тем чтобы высшее сознание освещало их работу?

Мы все видели помногу раз, как астрологи собираются, разговаривают друг с другом на своем языке и объявляют друг другу о десятках открытий. Возможно, они даже становятся счастливыми на какой-то отрезок времени. Потом они разъезжаются по домам, не удосужившись даже поставить действительно важные вопросы о профессии, практике и цели астрологии: какова ее роль в обществе, что можно сделать для совершенствования астрологической практики и что нужно сделать для того, чтобы настоящая астрология стала более доступна широкой общественности.

Главный вопрос по-моему: "Что нужно сделать для того, чтобы люди смогли получить знания и ценности, которые в состоянии дать только астрология?"

Всегда очень тяжело отвечать на вопросы, затрагивающие собственные интересы и собственную профессию. Но другого пути использования соединения Сатурна и Плутона нет. В это время можно стать немного мазохистом.

Я считаю, что астрологическое консультирование - незаменимое средство помощи людям, но только если оно находится в хороших руках и правильно используется. Я думаю, что астрологическое консультирование должно стать официально признанной профессией. И оно уже начало путь к признанию, но это долгий путь. Стереотипы образования, религиозные догмы и просто предрассудки сопротивляются широкому принятию астрологического знания. Мы не можем в ближайшем будущем изменить ситуацию кардинальным образом. Однако в наших силах непредвзято оценить собственную работу и понять, что мы, астрологи, можем сделать для ее совершенствования. Немного самокритики и самоочищения безусловно нам не помешает. Как вы знаете, одна из функций Плутона - очистка и уничтожение ненужных остатков. Он в какой-то мере играет роль санитара Солнечной системы. Сатурн и Плутон скоро войдут в Скорпион, знак Плутона.

Конечно, это отразится на самых разных уровнях бытия. Но в астрологии пришло время поговорить о многих вещах.

Самоизучение и самосовершенствование должно предшествовать дальнейшему принятию астрологии в качестве ценной "помогающей" профессии.

Я думаю, мы не должны суетиться для ублажения "властей" или перенимать язык других областей знания. У нас есть свой язык, который лучше многих других.

Главное, что мы должны делать, это просто работать настолько качественно, чтобы никто не мог помешать широкому осознанию ценности астрологии. Так уж устроено, что люди ищут ценное и значимое. Не все люди, но большинство. Те, кто практикует, знают, что один довольный клиент в 25 раз лучше любого другого вида рекламы.

Одна из задач нашей конференции - помочь друг другу прояснить цели астрологии и нашу роль в этом деле. Мы все очень разные и у нас могут быть различные подходы, различные ценности. И хотя, каждый из нас может отлично работать с определенной группой клиентов, видимо, нереально говорить об одной цели для всей астрологии. Я - не Стрелец. У астрологии нет одной цели и одного значения. Главное - определить вашу собственную цель. Астрология, как искусство, имеет индивидуализированные цели. Итак, самокритика и честный диалог с другими астрологами поможет нам сделать нечто реальное на этой конференции. Только благодаря скрупулезному и серьезному анализу нашей работы мы можем достичь самоуважения и уверенности в себе, основанных на реальной оценке своих возможностей и целей. К теме самоуважения я не раз буду возвращаться во время данной конференции. Лично я убежден, что большинство проблем, с которыми сталкиваются астрологи, порождены недостатком самоуважения и веры в себя. Особенно страдают от этого астрологи Нептунианского и Плутонианского типов.

Самоанализ особенно необходим в настоящий период, когда Уран вошел в Стрелец. Если посмотреть на то время, когда Уран проходил по Стрельцу последний раз - в начале XX века, можно увидеть взрыв интереса к астрологии. Тогда появилось множество астрологических журналов, групп, организаций, значительно увеличилось число людей, интересующихся астрологией в метафизическом и спиритуальном аспектах. И, конечно, в этом велика роль Теософского Общества.

Вопросы, которые мы должны задать себе, очень непросты. Я думаю, однако, что правильно поставленный и честный вопрос важнее многих ответов. Итак, имея в виду все сказанное, я намерен сейчас процитировать источники астрологические и внеастрологические, а также представить несколько проблем, с которыми нам приходится сталкиваться. Я начну с отрывка письма Д. Радьяра, написанного в 1975 г. Большинство из вас знают, кто был Д. Радьяр. Возможно, ему принадлежит главная роль в развитии более интеллектуальной и психологически разработанной астрологии, начиная с 30-х годов. Радьяр послал копии этого письма 9 астрологам, наиболее заинтересованным в его подходе к астрологии, получившем название "гуманистической" или "личностно-ориентированной" астрологии, в отличие от событийно-ориентированной астрологии.

Вот что писал Д. Радьяр: "Гуманистической астрологии не нужно становиться более "популярной". По мере того как ее идеи будут доходчиво формулироваться учителями, являющими собой ценности этой астрологии, она автоматически будет распространяться все шире и шире. Нам необходимы качество и ясность, а не количество и внешний блеск. Мы нуждаемся в практическом подходе и честном мышлении, когда имеем дело с нашей работой".

Следующий абзац для меня особенно важен. Как часто мы слышим:

"Давайте служить астрологии. Давайте отдадим все свои силы абстракции, называемой астрологией". Вот что пишет Радьяр: "Ваш моральный и культурный долг - практиковать астрологию, имея в виду интересы людей, а не интересы самой астрологии или свои собственные".

Пока астрология не превратилась в религию, мы служим не ей, а людям. Мы помогаем людям и, возможно, самим себе, используя астрологию как средство самопознания.

"Гуманистическая астрология есть только средство, - пишет далее Радьяр, - помочь индивидууму стать интегрированным в период серьезных преобразований мирового масштаба. Не надо слишком много требовать от нее. Не нужно усиливать путаницу, смешивая ее с другими подходами из других культур. Сохраняйте свой ум фокусированным и свободным от чувств".

Очень важные мысли высказал Д. Радьяр. Вы можете с ними не согласиться, но для меня они чистая правда.

Фокусировка - безусловно Сатурно-Плутоническая вещь. В любом деле нельзя обойтись без фокусированности. Недавно я где-то прочел, что для борьбы с бессонницей концентрация - лучшее средство. Если ваш ум слишком разбросан, вы даже заснуть не можете. Концентрация и фокусировка особенно нужны современной астрологии, которая находится в очень фрагментированном состоянии.

Мое убеждение состоит в том, что астрология просто существует.

Сегодня не нужно больше ее "обсуждать", скорее вопрос стоит так: как ее использовать? Как ее приложить к жизни? Хотя мои книги могут показаться и чисто теоретическими, я больше не занимаюсь абстрактными спекуляциями. Для меня теперь важно понять, как мы можем использовать астрологию. Все по-настоящему преданные астрологии люди должны сфокусировать свое внимание на практических вопросах. Необходимо практическую ценность астрологии представить широкой публике в наиболее интеллигентной форме. В этом смысле, пока, астрологи, как целое, не могут похвастаться успехами.

Никакое официальное признание и лицензирование не могут способствовать проникновению астрологических знаний в общественное сознание.

Мы не сможем избавиться от нашей собственной некомпетентности призывами к правительству о помощи. Поэтому я думаю, что сейчас единственный путь - представлять астрологию с достоинством, практически, здравомысляще.

Конечно, любой Водолейский призыв, подобный этому, должен быть подкреплен организационно-практической деятельностью, но я не буду сейчас вдаваться в эти вопросы. Они будут обсуждаться на группах.

Но я хочу сказать, что если лучшие люди астрологии будут постоянно идти на компромиссы дурного сорта, то будьте уверены: возобладают те, кого я называю "врагами правды". У этих людей есть деловая хватка и консолидирующее начало, и они дают обществу искаженное представление об астрологии. Т.о. не только "антиастрологическое лобби" среди ученых, точнее, псевдо-ученых, но и сами астрологи нередко способствуют образованию фальшивых образов астрологии у широкой общественности.

Только с 60-х годов астрология стала развиваться как законченная "помогающая" профессия. Сегодня уже очень много людей, особенно в США, признающих астрологию в таком качестве. Мы все знаем, что многие представители других "помогающих" профессий нередко рекомендуют своим клиентам обратиться к астрологам. Значит, они видят реальную пользу от астрологии, видят, что она может сделать нечто такое, чего не в состоянии сделать остальные методики и специальности.

Что же сделать для дальнейшего совершенствования астрологии?

Прежде всего, традиционная астрология должна продолжать переформулирование основных своих положений. Этот процесс был начат Д. Радьяром в "Астрологии Личности" (1936) - выдающейся книге о философских и психологических аспектах астрологии. Сразу после опубликования этой книги значительное число высокообразованных людей, бывших до этого скептиками, стали говорить: "В этой вещи есть смысл!". Итак, я считаю, что модернизация астрологии должна быть продолжена. К счастью, она не прекращается, что видно хотя бы из работ Донны Канингем, Трейси Маркс, Лиз Грин, выступающих на данной конференции.

Д. Радьяр писал в 1970 г.: "Мы не должны пренебрегать старыми символами и полностью отвергать традиционные интерпретации. Нам просто необходимо тщательно переосмыслить и переформулировать их с точки зрения нашей коллективной и индивидуальной ментальности. Кроме того, мы должны переформулировать их исходя из наших потребностей. Я считаю, что наиболее важные вопросы сейчас следующие:

1. Как астрология может помочь индивидууму, живущему в нашем противоречивом и беспорядочном обществе?

2. Какой вид астрологии в состоянии дать индивидууму внутренний покой и способствовать более полной актуализации его внутреннего потенциала?"

Еще одна вещь, которая сегодня необходима - просвещение публики.

И мне кажется, что в этом деле нам нельзя полагаться на средства массовой информации.

Масс-медиа по-прежнему игнорирует факты, игнорирует процесс модернизации астрологии. Масс-медиа полностью игнорирует научную работу, ведущуюся астрологами.

Бэрри Лайнс провел очень серьезное астрологическое исследование, касающееся экономики. В результате этой работы появилась возможность предсказать с точностью до дня критические точки в развитие мировой экономики. Об этом были информированы редакторы крупнейших газет и журналов, глава федеральной резервной системы, государственный казначей, но ни одно издание даже не упомянуло о работе Б. Лайнса. Чисто журналистская традиция обязывала хотя бы дать краткую информацию об этом, тем более что Лайнс представил реальные факты, подтверждающие ценность разработок. Редактор "Крисчен Сайенс Монитор" написал Лайнсу письмо: "Мы не публикуем подобный материал, так как не верим в астрологию".

Неужели настоящий журналист должен верить во все, что он публикует в своей газете? Нет. Они же публикуют заметки об убийствах. Верят ли они в убийство? Тут мы имеем дело просто с предрассудком. Даже "Ньюсуик", считающийся солидным и объективным журналом, напечатал следующее в выпуске от 30 августа 1982 года:

"Кроме тех миллионов, которые следят за гороскопами в местной газете с неослабевающей надеждой на лучшее, никто не скажет доброго слова в адрес астрологии. Ее претензии отвергаются мыслящими людьми; доверчивые люди, попавшиеся на ее удочку (астрологии), достойны жалости".

Кому они это все говорят? Они говорят сами с собой и полностью игнорируют факты. Здесь астрологи должны вмешаться. Они должны довести до сведения общественности определение, ценности, цели и возможности астрологии. Ни одна астрологическая организация не имеет отдела "паблик рилейшенс" для информирования общества об истинных задачах и возможностях астрологии. Даже крупнейшая в мире астрологическая организация Американская Федерация Астрологов последние 15 лет не сделала ни одной серьезной попытки противодействия огульной критики астрологии. А ведь АФА ставит своей целью просвещение публики. Так как же насчет просвещения публики, джентльмены?

Некто Малкольм Дин написал книгу "Игра в астрологию" с чисто журналистской точки зрения. Он провел множество интервью и потратил несколько лет на исследования. Книга несколько популярная, но содержит массу интересных сведений. Автор - один из тех, кому близок псевдонаучный статистический подход к астрологии. "Игра в астрологию" содержит много очень жестких высказываний, касающихся в первую очередь необразованности людей, оспаривающих ценность астрологии.

Дин верит в астрологию, он - не скептик, он видел, как астрология работает в жизни. Дин считает, что существует порочный круг неведения в отношении астрологии. И никто, кроме самих астрологов, не в состоянии его разорвать. Но для того, чтобы это сделать, "необходимо показать, что астрология имеет историю и логическое развитие... Астрология должна рассматриваться как основной инструмент в вечном стремлении человека найти общий язык со своим космическим окружением. И одно это должно оправдать все очевидные нелепости, связанные с именем астрологии. Тот факт, что многие достойные люди посвятили свои жизни астрологии, сидели в тюрьме и даже умирали в концлагерях за нее, заслуживает внимания и должен вызывать хотя бы сочувствие, а не кривые усмешечки при одном упоминании астрологии".

Далее М. Дин рассматривает упущения самих астрологов, способствующие образованию порочного круга неведения в отношении астрологии. "Без нормальных библиотек, публичных и научных архивов астрология обречена на забвение своего прошлого. Астрологи живут как бы в воздушных замках, где не существует прошлого, а есть только настоящее. Отрезанные от своих корней, астрологи обречены на повторение прошлого. До сих пор они "открывают" теории и методы, которым сотни, если не тысячи лет".

Сейчас, я думаю, необходимо сформулировать концептуальный, философский фундамент астрологии и положить конец готовности астрологов принимать на веру любую идею, считать любую астрологическую работу ценной. Астрологи должны стать более избирательными. Хотя открытость астрологов всему новому похвальна, но должны же быть некоторые стандарты, по которым можно было бы оценивать качество "новых" идей. Есть все-таки разница между здоровой широтой мышления и полностью недифференцированной наивной открытостью.


Сегодняшнее положение астрологов
 как профессиональных групп

Безусловно, профессия астролога не самая легкая профессия в сегодняшнем обществе. Особенно если астролог - ответственный человек, искренне желающий помочь своим клиентам.

Конечно, нельзя всех астрологов стричь под одну гребенку. Астрологи - весьма разношерстная компания. И те, кто присутствует здесь, принадлежат в действительности к лучшим представителям этой профессии.

Поэтому критика будет относится в основном к астрологам-шарлатанам.

Тем не менее, я думаю, что приводимые мною наблюдения, достаточно точно отражают картину в целом.

Более 50 лет тому назад Ч. Картер, один из величайших астрологов, написал в своем эссе "Семь Главных Проблем Астрологии": "Остается открытым вопрос. Не слишком ли много берут на себя астрологи, противодействуя нападкам на свою науку, не ведут ли их притязания скорее к потери доверия, чем завоеванию авторитета?"

Легко увидеть, как астрологи, стремясь компенсировать недостаток признания и уважения, преувеличивают возможности Астрологии.

Мне известен этот соблазн, в который регулярно впадают многие астрологи - соблазн сенсационности, завышенных притязаний сверхточных прогнозов и т.д.

Такое поведение астрологов, безусловно, не украшает астрологию, не способствует улучшению ее репутации. Это попытка произвести впечатление на других, а не попытка помочь людям, что в конечном итоге наносит вред Астрологии, унижает ее в глазах публики.

Практикующие редкую специальность, будь то Астрология или какой-то другой вид занятий, и не получающие достаточного вознаграждения или в виде денег, или в виде широкого признания, очень падки на любой вид поддержки от общественных институтов. В частности, астрологи с удовольствием выступают в программах новостей с 30-ти секундными сообщениями, которые ничего кроме смеха вызвать не могут. Телевидение, по-моему, наносит астрологам больший вред, чем радио.

Когда я недавно беседовал об этом с одним серьезным английским астрологом, он наклонился ко мне и шепотом (так, чтобы никто из окружавших нас астрологов не мог услышать) сказал: "Не правда ли, было бы удивительно, если бы мы узнали, что эти "астрологи" действительно верят в астрологию". Настолько их поведение свидетельствует об обратном!

Почему астрологи всегда преувеличивают спектр возможных приложений своей науки? Астрология имеет широкую область применения, но зачем ее преувеличивать? Давайте делать то, что мы можем делать хорошо, и реально оценивать свои возможности. Астрология может делать очень много разных вещей, но сколько из них она может делать хорошо? Возможно, астрологи в душе сомневаются в надежности своего инструмента и отсюда - реакция компенсации. Уверены ли астрологи в себе и в ценности своей работы? Это действительно важный вопрос. И не так уж редко ответ на него будет отрицательным. Неуверенностью астрологов в себе можно объяснить тот факт, что многие астрологи работают бесплатно или явно занижают плату за свою работу. Я знаю очень много астрологов, которые комплексуют по поводу денег. Многие ощущают за собой вину, когда берут деньги. Это, по-моему, связано с избыточным Нептуном. Нептунизм может привести к износу психологическому и энергетическому. И все из-за недостаточной веры в свои силы.

В течение последних лет я наблюдаю характерную для многих астрологов черту - неспособность взаимодействовать с коллегами и погружение в свою собственную работу. Для многих астрологов работа на "благо всей Астрологии" - пустой звук. Развитие новой позитивной Астрологии сталкивается с недостатком широкой поддержки. Несмотря на кажущуюся популярность Астрологии, общее число членов международных организаций не превышает 10 тыс. человек. Число практикующих астрологов, конечно больше, но сколько из них поддерживают какую-либо организацию?

Еще один пример недостаточной поддержки позитивного развития Астрологии - неудача с журналом "Астрология сегодня". Это был весьма серьезный журнал и продавался он по низкой цене. Он закрылся в основном из-за недостаточного числа подписчиков. Не думаю, чтобы общее число его подписчиков превышало когда-нибудь 5000. А ведь это был международный журнал. Астрологи со всех концов планеты публиковались в этом журнале. Высокое качество должно было обеспечить ему куда большее число подписчиков.

Порой у меня складывается впечатление, что астрологи своими действиями и поведением наносят Астрологии гораздо больше вреда, чем кто-либо другой. И чтобы не быть заподозренным в излишней критичности, я приведу цитату из М. Дина:

"В большинстве астрологических групп можно наблюдать склонность к самодискредитации: непродуманные действия, бескультурное поведение и полное пренебрежение исследовательской работой. Картина становится еще более печальной, если брать в расчет шарлатанов. А ведь их тысячи, и они, не зная почти ничего о существовании серьезной астрологии, развивают бурную деятельность, печатают всюду свою рекламу и даже участвуют в дискуссиях об Астрологии по радио".

Мы все же вынуждены признать, что кроме недостаточно всестороннего образования, главный дефект современных астрологов - неверие в собственные силы, отсутствие самоуважения. Конечно, нелегко добиться настоящего самоуважения, если с самого начала астрологической деятельности тебе постоянно пытаются внушить, что все астрологи - шарлатаны, жулики, ротозеи и полные идиоты! Трудно зауважать себя в такой атмосфере. И т.к. действительно вокруг много шарлатанов, ты начинаешь думать: "А вдруг действительно все это обман и астрология не работает. Может быть, я просто полный идиот?" Это подозрение может усилиться, если ваши коллеги, которым вы доверяли, начинают действовать как малолетние преступники, носясь с любой глупостью, как с огромной ценностью, и вообще демонстрируя то, что я называю "шизофреническое непостоянство". В этих условиях единственное средство - тщательный самоанализ.

Действительная уверенность может прийти только изнутри. Веру нельзя сделать, она приходит сама. Настоящая вера, если это вера в истину, то же самое, что внутреннее знание об этой истине. Это знание приходит только с опытом. Уверенность должна появиться спонтанно, когда мы сталкиваемся с трудностями. Нам нужно увидеть истинное положение дел в астрологии и знать правду о себе. Тогда мы в состоянии достичь определенной духовной, ментальной, физической и эмоциональной интегрированности. И уже в этом состоянии вас нелегко будет сбить с толку, ведь ваше знание сало частью вас. Теперь вам больше не нужно защищаться, комплекс неполноценности исчезает. Мне кажется, что сегодня основная цель астролога, как индивидуума - добиться личной интеграции. Сейчас наметилась тенденция в среде астрологов, которая мне весьма по душе: многие астрологи занялись деятельностью, которая помогает достичь самоуважения и личной интегрированности. Например, целительством, педагогикой, психологией. Уверенность в своих силах приходит только тогда, когда ты на самом глубоком уровне знаешь, кто ты и что делаешь. Можно не знать, почему ты занялся именно этим, но, по крайней мере, ты знаешь, что эту вещь ты можешь сделать хорошо.

Я вспоминаю недавнее интервью с канадским астрологом Изабель Хикей. Она там говорила примерно так: "У меня была мать - католичка, отец - пресвитерианец, дедушка - фундаменталист. Однажды я услышала голос Бога. Угадайте, что он мне сказал. Он сказал: "Ты должна стать астрологом". Я ответила: "Господи, нет! Пожалуйста, не надо!".

Можно себе представить, сколько унижений пришлось вынести Изабель. Подобное, конечно, происходит со многими астрологами. Многие хорошие астрологи из-за этого вынуждены были уйти из Астрологии или заниматься ею втайне от окружающих. Очень жалко, что лучшие люди, очень чувствительные люди, которые могли бы приносить огромную пользу в качестве консультантов, уходят из астрологии, потому что не могут переносить враждебную атмосферу. К тому же не всегда удается сводить концы с концами. У редкого астролога доходы от астрологии обеспечивают ему зажиточное существование.

50 лет тому назад Чарльз Картер обсуждал вопрос, который остается актуальным и сегодня - "Кто должен изучать астрологию?" Те из вас, кто преподает, знает, что обычно всех, желающих изучать предмет, берут в группу. Тут нет ничего плохого, но мы можем задаться вопросом: "Кто, в идеале, должен серьезно изучать астрологию?"

Вот что писал Ч. Картер:

"Так как изучение астрологии может в некоторых случаях привести к фатализму, представляет интерес вопрос о том, все ли должны изучать астрологию? Несомненно, есть люди, для которых знакомство с астрологией может быть просто опасным. Только люди, обладающие достаточной душевной и моральной смелостью, могут изучать собственные карты, и только те, у кого сильно развито чувство ответственности и здравый смысл, могут изучать карты других людей. Профессиональные астрологи не должны допускать и намека на сенсационность в своей работе. Нервные и пугливые должны оставить астрологию."

Сегодня невозможно контролировать доступ к астрологии. В наше время астрология стала весьма доступной широким массам, и, по моему мнению, они должны рассматривать ее как особый язык. Астрологи должны прививать людям именно такой взгляд на астрологию. Теперь не нужна инициация, чтобы изучать астрологию. Мы не можем следить за тем, кто ей занимается, но мы можем сделать так, чтобы люди имели в своем распоряжении пособия высокого уровня, в которых астрология представлена в современном виде - как язык и практический инструмент для самосовершенствования.

Сегодня довольно много людей занимается изучением книг по астрологии. Но редкий издатель привлекает специалиста в этой области для редактирования. Печатается почти все, независимо от качества и новизны. Отсюда такое количество макулатуры. Можно ли себе представить, что некий издатель выпустил книгу по физике без научного редактора - специалиста в этой области? Конечно, нет. Потому что физики не будут ее покупать. А вот астрологи покупают все. Широкая публика также покупает в огромных количествах псевдо-астрологическую и поверхностную развлекательную литературу.

И все же особых поводов для уныния нет. Мы прошли большой путь всего за 50 лет. Новая психологическая астрология еще очень молода. Если ее рождением считать появление книги Д. Радьяра "Астрология личности", то ей только около 50 лет. Некоторые проблески появились еще в трудах А. Лео и И. Паган около 1900 г. Но основная заслуга в этом деле принадлежит Д. Радьяру. Вот что пишет М. Дин:

"Одна из главных вещей, которую сделал Д. Радьяр, заключается в том, что он помог осознать всем астрологам, что они несут ответственность за свои действия. В книге "Практика астрологии" Радьяр посвятил много глав вопросам ответственности астрологов за применение своих знаний. Эффекты, связанные с применением астрологии, в то время еще никого не интересовали. Все были заняты тем, что соревновались, кто лучше предскажет, кто подберет более оригинальную технику. Едва ли астрологи задумывались, что может сделать астрология с теми, кто с ней сталкивается вплотную".

Итак, я бы сказал, мы прошли немалый путь. Многие астрологи сегодня обращают пристальное внимание на то, как астрология влияет на их клиентов. В этом смысле картина более благополучна, по сравнению с той, что была 50 лет назад.


Наука, сайентизм и Астрология

Статус астрологии в современном мире нельзя определить, не рассматривая существующие "силовые структуры" или наших "противников". Какие тенденции преобладают в нашем обществе? Не только в США, но и в Европе и в других странах.

Сегодня основной религией Запада является сайентизм - "изм", основанный на науке. Что бы там ни говорили люди, сколько бы людей ни ходило в церкви, доминирует сайентизм, потому что именно он подсознательно формирует наши оценки, мнения и надежды. А жрецами этой религии являются "ученые", некоторые - настоящие ученые, другие - псевдо-ученые. Многие из этих псевдо-ученых стремятся стать наставниками человечества, открывая все тайны бытия. Мы вроде 6ы должны боготворить их и последние "открытия", ими совершенные. Сайентизм - основная религия культуры, в которой мы живем и работаем, и доминирующая парадигма современного мировоззрения.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что по поводу астрологии высказываются, в основном, дутые авторитеты. А пресса помогает их рекламировать. Эти псевдо-эксперты никогда не изучали астрологию или знакомы с ней поверхностно. Им было лень потратить время, чтобы хоть немного разобраться в ней.

Те, кто имел дело с академической наукой, знают, что мнения так называемых экспертов меняются чуть ли не ежедневно в соответствии с последней модой или давлением авторитетов. Эксперты не ориентированы на истину, они имеют дело с "новыми" идеями, концепциями, "последними" достижениями. Они отвергают вещи, которые сами вчера признавали правильными. Вчерашнюю "правду" они приносят в жертву сегодняшней и т.д. Астрология же существует тысячи лет и будет существовать, пока жива цивилизация!

Поясню немного, что я понимаю под "псевдоэкспертизой"; я, например, не могу вычислить скорость падающего кирпича. Даже когда меня учили физике в колледже, я не мог этого сделать. Но я не делаю никаких заявлений по поводу физики. Я мало что понимаю в физике. И это я скажу любому корреспонденту, который спросит меня о ней. Тем не менее, те, кто даже карту рождения не в состоянии построить, без колебаний высказываются об астрологии. Но это не научные заключения, а мнения, основанные на их системе верований и предрассудков. Много экспертов, сфабрикованных прессой (Карл Саган - один из самых раздутых авторитетов), используют свое положение для того, чтобы разуверить людей в их внутреннем знании и реальном опыте. И даже профессиональные астрологи подсознательно, чаще всего, теряют уверенность в своем деле. Они начинают делать уступки "официальной мудрости", хотя полностью безграмотной в области астрологии.

Эти критические заметки не направлены против настоящих ученых, стремящихся к истине или стремящихся помочь человечеству в его борьбе за лучшую жизнь. Они направлены против узколобых, властолюбивых ученых, использующих свой авторитет в личных целях, потерявших и дух настоящей науки, и честность мышления. Научный истеблишмент стремится владеть умами людей и обороняет свои позиции, свои фонды и высокооплачиваемые должности.

Враждебность со стороны официальной науки по отношению к астрологии можно приписать лишь полной несовместимости материалистической системы взглядов и астрологического мировоззрения. Эта несовместимость лишний раз доказывает обреченность всех попыток примирить астрологию и вульгарную материалистическую науку. И не нужно тратить силы впустую, стараясь доказать узколобым "правильность" астрологии.

В соответствии с разными мировоззрениями мы имеем и две совершенно различных парадигмы существующей реальности: причинность, линейность, измерение сил и т.д. с одной стороны; холизм, взаимосвязь и соотнесенность человека, планет и всего прочего в огромном энергетическом "танце", выявляющем всеобщую одномоментность, которая не связана пространственно-временными ограничения ми.

Хотя парадигмы - просто модели, помогающие нам лучше понять реальность, весьма возможно, что одна модель может быть лучше другой. Мне кажется, что мы должны признать совершенную особенность астрологической парадигмы и тех философских, духовных, религиозных взглядов, которые с ней связаны. Наиболее глупым занятием мне представляется "проверка" астрологии, исходя из материалистической парадигмы. Я не говорю, что астрология не может ничего получить от критического исследования, даже отвергающего некоторые традиционные воззрения. Но методы исследования астрологии должны органично вытекать из ее природы. Рискуя переусердствовать в критике официальной науки, я, тем не менее, еще раз выражу удивление тем, что достаточное количество астрологов используют материалистическую научную методологию, от которой даже сами ученые уже отказываются.

Фост Александер, астролог из Лондона, написал по этому поводу интересный материал, который я хочу процитировать:

"Мне всегда казалось, что научное исследование астрологии зиждется скорее на неправильном представлении о научных методах, чем на логике. Методы количественного анализа, которые многими астрологами принимаются за единственно возможные и объективные подходы к астрологии, терпят фиаско даже в царстве самой науки, например, в физике. Что ценного можно получить, подлаживая астрологию под науку XIX века, мне не совcем понятно (1984, "Новые горизонты астрологии")."

М-р Александер также написал большое и очень дельное письмо о роли различных парадигм в споре науки и астрологии. Полностью оно напечатано в английском журнале в 1983 г. Я же приведу отрывки из него:

"Материализм начинает с допущения, что только материя реальна" - говорит биолог из Кембриджа Р. Шелдрейк, - и использует механистические теории для объяснения живых процессов и духовной ипостаси. Это нельзя назвать иначе, как пережиток старого мировоззрения, своеобразный атавизм". Р. Шелдрейк в книге "Новая наука жизни" выдвинул гипотезу "морфогенетических полей" (М-полей) - невидимых структур, организующих кристаллы, растения и животные, а также и поведение человека. Эти поля независимы от материальных структур и напоминают архетипы Юнга.

Взгляд на Вселенную, как на большую машину, работу которой можно понять с помощью детального анализа, был изобретен примерно во второй половине XVII века людьми вроде Ньютона и Галилея и другими более слабыми умами, имена которых не сохранила история.

В виде набора правил такая парадигма помогала нам разобраться в материальном мире и достаточно хорошо манипулировать им. Она была настолько полезной, что пришла к выводу о ее аксиоматичности и о том, что действительно описывает мир таким, каков он есть. Даже те, кто не принимает некоторые прикладные аспекты этой парадигмы, все равно находятся в ее власти. Исследователи, связавшие себя с преобладающей парадигмой, достаточно легко "разбивают" доводы оппонентов, так как за этих исследователей - вся мощь царствующего мировоззрения.

Показательна в этом смысле книга Айзенка и Ниаса "Астрология: Наука или Предрассудок?" Авторы признают свою неспособность интерпретировать натальные карты, но заявляют, что это, по сути, дела не меняет, так как статистический анализ в любом случае должен показать, достоверна ли астрология.

Если бы глухой музыкальный критик заявил, что его глухота совсем не мешает его профессии, это выглядело бы абсурдно. Но Айзенк и Ниас действуют в соответствии с принятой сейчас парадигмой, поэтому их слова приобретают сейчас вес" (Correlation, 1983, Vol 3, No 1, рр 54).

Применять количественные методы к астрологии, значит смешивать две различные парадигмы. Не имеет смысла рассматривать астрологию с точки зрения механистической Вселенной. Количественный подход в этом случае ничего не дает. Ждать от него ценных сведений об астрологии - все равно что требовать от астрологии информацию, скажем, об атомном весе меди.

Действительно, механическая парадигма, пропитав наши мысли и чувства, вошла уже в привычку и стала ловушкой для современного человека. Она не отражает истинное положение вещей, а является инструментом для специфических нужд. Она не сумела завладеть нашим восприятием реальности. Как часто бывало, человек стал рабом вещей, которые сам создал. Главная особенность материалистической методологии - ограничение: она постоянно исключает что-то из реальности. И ее основное оружие - "логическая дедукция".

В замечательной статье Стэнли Шмидта объясняется, как старая парадигма не в состоянии породить новую, более всеохватную парадигму, используя лишь обычные процедуры:

"Но формулирование новой теории невозможно с помощью дедуктивных рассуждений. Предположение, полученное с помощью дедукции, всегда есть просто расширение уже известных положений. Теорию относительности, например, нельзя вывести из классической механики, так как она требует совершенно новой концепции времени/пространства. Квантовая механика не может быть получена из классической, без введения постулата о том, что материя одновременно и частица, и волна.

В каждом таком случае прорыв в неизведанное нарушает положения принятых теорий и несовместим с их логикой. Каждый такой прорыв - результат интуитивного скачка".

Все сказанное дает ясное представление о том, почему астрологические принципы никак не могут быть приняты ортодоксальными учеными. Нужно выйти на новый уровень понимания реальности, для того, чтобы понять и ее ценность. Нужно принять новую парадигму, не обремененную столькими ограничениями, как материалистическая парадигма. Без этого шага человеческое познание может впасть в застой. Психология и все попытки понять природу человека неизбежно придут к стагнации, если мы используем узкую материалистическую парадигму.

И все же, какова ситуация сегодня? Волнуют ли эти вопросы современников? Удается ли нам приручить монстра материализма? По-моему, сами ученые слишком редко задаются философскими вопросами. Ну, а какую роль во всем этом играют астрологи? Против чего они борются? Неосознаваемые представления человека, пропитанные материализмом, противоречат астрологическому знанию. Но для всех очевидно, что "наука" никогда не даст человеку главного в жизни: смысла. Как писал Лоуренс Кассиди:

"Наука ни задает, ни отвечает на вопросы, касающиеся смысла. Она дает определение действующей функции и всегда вопросы типа "почему?" оставляет за рамками своего рассмотрения. С этой точки зрения наука бессмысленна, и не удивительно, что век науки породил всеобщий скептицизм. ...Наука преувеличивает роль объективности и не оставляет места личной, субъективной стороне человеческого познания. В итоге человек отчуждается от своего окружения, от самого себя и от Бога. Эта тема сейчас стала ведущей в искусстве и литературе. Это также главный фактор в борьбе ортодоксальной науки против астрологии, так как наша дисциплина имеет дело не с самими планетами, что бы они ни означали, но с их влиянием на человека" ("Наука и астрология: анатомия философского конфликта", 1981).

Фактически наука отвергает все альтернативные пути познания. Отрицая огромный массив реальности и человеческого опыта, наука оказывает мощное негативное влияние на общественное сознание. Об этом идет речь в лекциях духовного учителя Да Фри Джона, объединенных общим названием "Асана науки". Вот ключевые положения этих лекций:

"1. Наука это "поза", которую мы принимаем с тем, чтобы выполнить определенный вид работы. В прошлом, когда у людей был гораздо более целостный взгляд на мир, поза науки воспринималась как ненормальная.

2. Вопреки утверждениям науки, что только материальный мир реален, мы живем не только в физической Вселенной.

В действительности мы живем в многомерном универсуме, каждый уровень которого реален. Все уровни реальности, в которых мы существуем, составляют гораздо более обширную область, чем та, которую исследует наука.

3. Наука признает "реальность", являющуюся лишь тонким срезом мира, который человек воспринимает в каждый данный момент.

Человек существует во многих измерениях одновременно и свободно перемещается мысленным взором по многим измерениям.

4. Наука есть дегуманизирующий институт, если она превращается в абсолютный философский взгляд на мир, так как она не оставляет человеку достаточно места в своих построениях. Наука заявляет, что физический мир важнее человека и более реален.

5. Когда наука используется не столько как специфический инструмент, а как модель существования мира, она перестает быть наукой в прямом смысле слова."

Научный материал фактически стал разновидностью культа, стремящегося подчинить себе общество. С какого-то времени, я ощущаю, официальные защитники науки (жрецы религии сайентизма) поддерживают стандарты, выгодные государству, а государство в ответ поддерживает исключительно мировоззрение науки (законодательство, фондирование).

Яркий пример тому - многочисленные телевизионные шоу, представляющие с большим почтением новые разработки технологической медицины, в то время как нетрадиционные способы естественного лечения или замалчиваются, или включаются в программы курьезов. Все это делается, якобы, во имя здоровья нации и "прогресса". Хотя на самом деле не имеет к этим вещам прямого касательства, а является саморекламой.

Я хочу привести еще одну цитату, говорящую о негативном воздействии нашего преклонения перед ортодоксальной наукой. Мне кажется, что те, кто занимается астропсихологией, должны стать точкой сопротивления доминирующим тенденциям в обществе. Это, в конечном итоге, должно сделать нас сильнее и увереннее в ценности астрологии для современного общества. Цитата, которую я привожу, принадлежит Махараджи Шаран Сингху, духовному учителю, имеющему тысячи последователей по всему миру:

"Целью человечества было создать на Земле царство людей с помощью науки и технологии. Но где же это царство? Мир потрясают страшные конфликты, человечество в состоянии постоянного напряжения. Современный человек уже ни во что не верит. Страх, рожденный ненавистью, правит людьми и всем миром. Наука ведет нас по пути разрушения..."

Мы используем науку сегодня таким образом, что неизбежно идем к саморазрушению. Астрология в этих условиях может стать инструментом обретения гармонии, терпения и понимания. Поэтому, я считаю, мы не должны предавать ее, втискивая в рамки ортодоксального мировоззрения, которое уже привело мир на грань прихода к гибели.


Астрология - настоящая наука

Бесполезно обсуждать вопрос, является ли астрология наукой или нет, пока мы не определимся, что такое наука. Я сейчас дам краткие определения, которые помогут вам в спорах по данной проблеме.

Как писал Стэнли Шмидт: "Наука пытается формулировать в словах и формулах законы, которым подчиняется Вселенная. Она не творит закона, она просто их описывает. Ее основное допущение в том, что законы уже существуют в неявном виде, независимо от человека. Работа ученого - описывать эти законы как можно точнее. Каждое новое поколение ученых стремится все более точно передать в законах реальное поведение окружающего мира. Основная часть их работы - проверять соответствие предсказанного законами действительности, особенно в неизвестных до этого областях человеческого опыта."

В соответствии с этим определением астрология является наукой, так как она формулирует и описывает законы, которым подчиняется Вселенная.

И так же как нет совершенной науки, так и астрология постоянно развивается или, по крайней мере, должна это делать. Мы должны стремиться к тому, чтобы астрологические положения и астрологический язык точнее соответствовали наблюдаемым явлениям. Для того, чтобы этого добиться, мы должны полнее овладеть английским, французским или другим языком.

Язык количества не поможет нам точнее отразить человеческий опыт, так как мы имеем дело с качествами и аспектами опыта гораздо более тонкими, чем измеряемая реальность.

Слово "наука" означает нечто другое, чем то, что обычно понимаем под этим термином. В переводе с латыни "наука" есть "познание". Наука должна представлять "то, что мы знаем". Она не говорит о том, каким образом добыто это знание, она - просто то, что мы знаем. Все знание включается в "науку". Сегодня наука включает в себя вещь, которую раньше называли "спекулятивной философией". Напротив, многое из астрологии (не все, но многое) основано на реальном наблюдении и поэтому может быть названо частью истинной науки. Астрология не может быть записана в разряд спекулятивной философии, мистицизма или предрассудков. Ядро астрологии принадлежит науке. Иначе, почему с помощью астрологии можно делать то, что вы делаете? Почему иногда вы угадываете Солнечный знак у пяти человек подряд?

Возьмем для примера опытного астролога-консультанта. Он может узнать о природе любого человека больше, чем специалист в какой-либо другой области. Психолог, даже вооруженный до зубов психологическими тестами, не может получить о человеке столько информации, сколько способен астролог извлечь из карты рождения. И если это не знание, то что это? А если это настоящее знание, то именно оно и должно составлять науку.

Но астрологическое знание недоступно любому ленивому и циничному интеллектуалу с узким кругозором. Оно доступно только людям открытого ума. Однако, тот факт, что для овладения астрологией требуется широта взглядов, не может уменьшить научную ценность и достоверность астрологии.

Широкий кругозор - основной инструмент астролога и необходимое условие его работы. Так же как химик не может, не изучив лабораторию, заниматься химией, так и человек, не имеющий широкого кругозора, не в состоянии понять астрологию. Таким образом, требуемая широта взглядов является фактором, ограничивающим число людей, способных оценить достоверность астрологии. Так же как оценить достоверность положений химии может только человек, знакомый с лабораторными инструментами.

Цель истинной науки, как я считаю, это обретение знания и понимания, а не занятие какой-либо методологией вроде статистики. Западная культура привыкла рассматривать статистику как единственный способ достижения "знания". Можно получить фонды под статистическое изучение любой вещи, но нельзя получить ни цента под астрологическое исследование. Статистический уклон виден сейчас и в астрологии.

Теперь я снова должен кратко коснуться Научной Религии. В каждой религии есть свои молитвы. Современные молитвы науки написаны на языке статистики и цифр. Количественная информация считается священной. Качественные описания не берутся в расчет - они необъективны, недействительны, незначимы. Количественная информация для служителей Церкви Сайентизма - "слово Бога", истина в последней инстанции. Я, конечно, не говорю, что статистика совсем не нужна. Но этот метод имеет свои ограничения. Эти ограничения обсуждались Юнгом и другими учеными. Например, математик Пуанкаре говорил, что нельзя любое явление описать с помощью цифр, и даже если это сделать, цифры не расскажут того, что вы хотите узнать.

Фактически цифры и статистика могут быть удобным прикрытием для тех, кто даже приблизительно не представляет, где скрыта истина. Но когда у вас есть инструмент доступа к универсальному знанию на сущностном уровне, вам не нужны цифры. Вам не нужны тесты, высосанные из пальца и не имеющие ничего общего с архетипическими и космическими категориями.

Если вы глубоко постигли астрологию, вы часто знаете, что вы получили полную информацию о человеке. Зачем вам еще статистика? Если задача астрологии - помочь человеку, тогда все остальное не нужно.

Когда астрологи объясняют публике, что такое астрология, они часто приводят доводы материалистического характера: "Смотрите, обнаружено, что космические лучи влияют на это и это... а Луна вызывает приливы..." Мне кажется это совершенно не нужным. Астрология - не материалистическая система, не магическое средство, не форма гадания, а просто - язык. Этот язык можно использовать на любом уровне, с людьми - это язык жизненного опыта, на всех планах - это язык энергий.


Цель Астрологии

Это огромная тема. Обсуждение этой темы затрагивает философские взгляды в каждом отдельном случае; т.е. должно включать индивидуальную философию жизни человека. Цели каждого человека в астрологической работе окрашены и его системой ценностей, и его происхождением, и возрастом, и другими влияниями. Существует много типов астрологов и много разных астрологий. Поэтому, говоря об "астрологическом сообществе", мы чаще всего обманываем себя, так как в реальности существует много мелких астрологических групп со своими взглядами, интересами, стремлениями.

Конечно, никто не может вам сказать, какую философию или цель вы должны принять. Очень важно определить для себя эти вещи. Без собственной философии и четкой цели (особенно в практической астрологии) невозможно оценивать различные факторы натальных карт, их относительную ценность и значимость. Без определенной цели у вас не будет стандарта измерения, вам не с чем будет сравнивать. Почти наверняка вы испытаете много срывов и неприятностей, если не определите для себя, в чем ваше мировоззрение и задача. Цель задает направление. Какая бы ни была цель, ее нужно определить для того, чтобы сфокусировать свою энергию. "Поверхностное знание - опасная вещь". Это всем известно. В любой отрасли знания, когда достигнута определенная глубина, появляются философские вопросы. Пока астрологи не начнут уважать и признавать философские и этические аспекты астрологии, эта наука будет скорее средством манипуляции, чем средством познания. Но использование астрологии как средства манипуляции не только неправильно, но и опасно. Эта опасность увеличивается вместе с увеличением количества технологически мыслящих людей, входящих в астрологию. Эти люди почти полностью игнорируют философскую и духовную сторону астрологии. В этой ситуации вдвойне важно нам не забывать об этико-философском аспекте астрологии.

Итак, в чем же все-таки состоит задача астрологии?

Я рискну дать довольно идеалистическое определение: "Основная задача астрологии - разъяснять индивидууму цели космоса". Это предполагает, что космические законы, действие которых можно видеть с помощью астрологии, наполнены смыслом и важны для индивидуума. Астролог должен пытаться раскрыть этот смысл своему клиенту. Не всегда это удается, но стремиться к этому необходимо. Усилия в этом направлении со стороны клиента помогут ему определить свою собственную жизненную цель. Сам астролог не должен этого делать, брать на себя такую ответственность не нужно. Мы просто переводчики с языка звезд на обычный язык. В идеале мы не должны проецировать наши взгляды и ценности на звезды. Мы должны быть открыты откровению свыше. Кто мы такие, чтобы говорить Космосу, что нужно делать?

Другое определение задач астрологии более приземленное - просто восстановление порядка, душевного покоя, помощь в принятии себя. Задача астрологии предотвратить напряжение, путаницу, беспокойство, страх перед будущим. Гороскоп обладает способностью связывать личность с космосом. В этом его огромная мощь. И ее можно целенаправленно использовать.

В конце беседы мне хочется процитировать Дейна Радьяра. Неплохо бы вспомнить, что Радьяр называл астрологию "формой самонастройки". Приводимая ниже цитата взята из буклета "Попытка формулирования минимальных требований к практикующему астрологу", написанного два года назад, когда на повестке дня стоял вопрос о государственном лицензировании астрологов:

"Для личностно ориентированного астролога астрология есть форма ориентации в мире, помогающая индивидууму наиболее полно раскрыть потенциал рождения. Таким образом, его внимание привлекают те события в жизни человека, которые могут иметь значение с точки зрения всего жизненного паттерна личности, гороскоп которой астролог изучает."


Профессиональные вопросы

Если бы мы жили в идеальном мире, нас бы не волновали эти вопросы. Нам не нужно было бы переживать о профессиональном имидже, о ярлыках, о тарифах, о гонорарах и т.д. Мы питались бы манной небесной!

Однако большинству из нас нужно зарабатывать на жизнь, многие хотят быть обеспеченными в старости. И мне трудно понять тех, кто против профессионализации. Под профессионализацией я не имею в виду легальное лицензирование. Это отдельный вопрос.

Для меня сейчас главный вопрос: "Считаем ли мы, что астрология - ценная вещь и она должна работать на благо людей?" Если "да", то нам просто необходимо устанавливать соответствующие каналы и структуры, посредством которых этого можно добиться. В том числе нам нужно организовываться на более высоком уровне, в соответствии с новыми стандартами.

Если же вы не верите, что астрология ценна и может помогать людям, или хотите использовать астрологию только для себя, тогда вам не нужны профессиональные проблемы.

Мы живем во время растущей специализации во всех областях. К тому же астрология развивается довольно интенсивно по многим направлениям. Никто не может уже считать себя экспертом во всех областях астрологии. Даже для профессионализации в узкой области требуется большая ежедневная работа. Если же мы не профессионализируем астрологию до уровня, позволяющего любому интеллигентному, активному, социально-ориентированному человеку жить за счет астрологической практики, вся астрология потонет в посредственности и шарлатанстве.

В 1920 году Чарльз Картер писал: "Неразумно делать работу астролога бесплатной. Это просто приведет к тому, что мы лишимся профессиональной астрологической помощи".

Я думаю, что любой практикующий астролог должен серьезно подойти к вопросу оплаты своего труда. Двойственное, болезненное отношение к деньгам среди астрологов проистекает из разных источников. Очень часто взимание платы противоречит роли духовного учителя, которую стремится играть астролог сознательно или бессознательно. Это идет вразрез с Нептунианским чувством всеобщей взаимовыручки. Безусловно, духовное измерение астрологической практики нельзя сбрасывать со счетов, и если астролог чувствует себя духовным пастырем, это может быть прекрасно. Но суть дела в том, что если вы работаете бесплатно, то вы попадаете в нужду! Или вам нужно еще где-то искать себе работу. И тогда очень легко истощить свои силы. Не остается психической энергии для настоящей работы с людьми.

Мы должны задать себе вопрос: "Что ценит публика?" Люди платят огромные деньги юристам, хотя часто те не знают практически ничего. Очевидно, публика хорошо платит за услуги персонального характера, которые в целом могут предложить гораздо меньше, чем астрология.

Я считаю, что некоторые астрологи могут брать 100$ и более за основательную глубинную консультацию. Это лучше, чем брать 25$ за скоростные интерпретации. По крайней мере, настоящая работа развивает вас как профессионала.

Если ваш тариф низок, вы можете "обрабатывать" в единицу времени много людей, но тогда страдает качество вашей работы. Тогда у вас получится, как в медицинском учреждении - 60-80 пациентов в день. Разве можно разобраться в человеке при таком ритме работы?


Лицензирование

Я, честно говоря, не верю в любой вид государственного лицензирования. Кто будет судить о квалификации астролога? Что они могут сказать по этому поводу? Мы сами должны договориться по основным вопросам. Государство не может навести порядок у себя, а мы будем просить его упорядочить наши дела.

Отрывок из Радьяра поможет увидеть яснее всю сложность проблемы:

"Когда астролог имеет дело с подавленным, дезориентированным клиентом, интеллектуальное знание (включая статистическое знание) не играет большой роли. Качество человеческого взаимопонимания, эмоционального отклика, на который способен астролог - вот что выступает на первый план. А эти вещи нельзя стандартизировать или формализовать." ("Попытка формулировать на практике минимальные требования к астрологической практике.")

Мне кажется, что сейчас вопрос лицензирования не столь злободневен, как вопрос просвещения общества.

Мы должны дать публике ясное представление, что такое астрология и что она может дать человеку.

И все же рано или поздно мы столкнемся с проблемой лицензирования. И нам придется установить определенные стандарты. Это очень сложное и тонкое дело. Мне, однако, кажется, что если главное направление астрологической организации - консультирование, то все остальное должно быть исключено. Астрологическое консультирование (астрологическая психология) должно пройти длинный путь, прежде чем оно утвердится в своих правах. Но любая самая большая дорога начинается с одного шага.


Астрологическое консультирование
в качестве исцеляющей процедуры

Вылечивать иногда, помогать часто, успокаивать всегда.
Французская пословица, XVI век

Нет универсально применимых терапевтических доктрин
и процедур; каждый случай по-своему уникален.
Д-р К.-Г. Юнг

Учитывая свой собственный опыт, я, как астролог, нахожу много ценного в изучении различных видов терапии и целительства. Однако, чем дальше, тем больше я воспринимаю астрологию как непосредственную эманацию с очень высокого уровня мирового сознания. Поэтому я верю в то, что в астрологии заключена полностью истинная психология, изучающая сознание. Действительно, если вы обладаете системой, которая полностью отражает высшее сознание, клеточкой которого мы все являемся, то эта система включает в себя все возможные ментальные паттерны.

Поэтому, я не думаю, что мы должны перегружать астрологию понятиями, концепциями и техниками из других областей знания и терапии. Их нужно изучать, нужно применять, но необходимо использовать астрологический язык.

Можно провести аналогию с конькобежцем, готовящимся к Олимпиаде. Что он делает во время подготовки? Он и бегает, и катается на велосипеде, занимается даже йогой. Но когда приходит время соревнований, он не катается на велосипеде, не занимается йогой - он просто бежит на коньках.

Совершенствуйте себя любыми способами, но не привлекайте к работе слишком много посторонних концепций. Не надо усложнять астрологию, нужно сделать ее как можно более доступной.

Как-то в Англии я встретился с Деннисом Элвеллом и мы разговорились о нашем прошлом, о тех путях, что привели к сегодняшним нашим воззрениям. Я тогда сказал Элвеллу, что изучал астрологию, в основном, методом проб и ошибок, и просто делал карты многим людям, не беря платы. Его путь был очень похожим. В основе его идей лежат многолетние наблюдения. Его счастье, что он не воспитывался на "астрологической литературе", которая во многом идентична.

Я хочу привести цитату из статьи Д. Элвелла "К новой науке о Человеке": "Тот, кто глубоко исследует астрологию, однажды осознает, что он имеет дело не с закономерностями и процессами, а, скорее, с могучими мыслями.

Природа каждого знака и взаимодействия всех знаков в Зодиаке дает нам право предположить, что в основе лежит материя мысли.

Это весьма необычная концепция, но она приходит на ум всякому, вникающему в суть астрологических принципов. Кто бы ни был астролог по происхождению, обучению и способностям - он всегда больше, чем просто человек: в нем возникают мысли космического масштаба, через него думает космос."

Мы - каналы для чего-то более грандиозного, чем мы сами. Если астрология в действительности есть эманации универсального сознания, тогда вместо внесения в нее чуждых теорий нужно вглядеться в то, что из себя представляет астрология. И признать ее ценность и ее богатства.

Астрология - поразительный инструмент, она - язык сознания и внутреннего опыта. Правильно используемая астрология обладает огромным исцеляющим потенциалом. Каким образом астрология лечит? Она делает это, настраивая человека на волну космического порядка. Но астрологу очень не просто быть точным настройщиком.

Любой, кто использует астрологию в работе с людьми продолжительное время, должен без колебаний признать, что с точки зрения точности и практичности она является лучшей психологической системой. Она - безусловно лучшая теория человеческой личности, если сравнивать с другими теориями, которые преподают в университетах. И, безусловно, астрология есть истинная психология, т.е. наука о человеческой душе.

В центре внимания любого анализа астрологического консультирования и астрологической психологии должна быть исцеляющая сила астрологии. Эта сила может быть ослаблена, загрязнена астрологом. Поэтому всегда стоит вопрос, насколько чист канал, проводящий эту энергию исцеления и это знание. Оно идет к нам с более высокого уровня реальности. Может быть поэтому астрологам трудно говорить с людьми из других областей знания. Мы, астрологи, имеем дело с качественно иной наукой, не вписывающейся в рамки материалистического менталитета.

Позволю себе снова процитировать Элвелла: "Суть в том, чтобы продемонстрировать, что Зодиак является архетипом не только коллективного бессознательного, но и всей существующей действительности, в качестве основы плана творения. Этот архетип не был изобретен. Он всегда существовал, и его постижение неразрывно связано с эволюцией человеческого сознания..."

Вот важное заявление! Наш уровень сознания определяет уровень нашего астрологического знания. Поэтому средневековая астрология потеряла смысл для современного образованного человека, она не отвечает уровню сознания современного человека. Поэтому каждая культура имеет свою астрологию - сознание каждой культуры определяет уровень понимания астрологии. Здесь причина того, что использование фаталистической Индийской астрологии не приносит желаемого в применении к современному западному человеку, чей тип сознания весьма отличается от того, который был в индийской культуре.

Итак, как говорил Элвелл, познание высшей реальности идет параллельно с развитием сознания. Только развивая способность понимать жизнь, мы можем разобраться в астрологии. Как писал Ноэль Тиль: "Если мы рассматриваем проблемы клиента только с точки зрения различных астрологических правил и техник, мы рискуем свести все многообразие жизни к тому, что мы знаем об астрологии..."

Профессия астролога принуждает нас идти гораздо дальше учебников и уроков. То, что мы знаем о жизни, становится более важным того, что мы знаем об астрологии.

Еще одно объяснение целительной силы астрологии дает английский астролог П.Р. Льюис. Он говорит: "В последние годы набирает силы довольно тревожная тенденция подавления спиритуальной, философской и холистической основы астрологии в угоду научно-статистической методологии. Появилось мнение, что статистические тесты могут дать заключение о достоверности или недостоверности астрологии в целом.

Все это нельзя рассматривать иначе, как угрозу астрологии и астрологическому братству, особенно новым его членам, чей опыт не позволяет еще достичь глубинного понимания предмета.

Я ни в коем случае не критикую статистическую методологию, в некоторых областях науки - это незаменимый инструмент. Но применять ее в качестве критерия достоверности к Науке-Искусству, выходящей за рамки материальности, не разумно.

Действительно ли наша цель в том, чтобы изолированные части астрологии были приняты как предметы для обучения в школах и университетах? Хотим ли мы, чтобы астрология заняла место среди ортодоксальных наук, физики, химии? Если да, то, без сомнения, мы проституируем божественное наследие. Духовное не может подчиняться материальному; Истина, присущая Целому, не может изучаться по частям.

Разве мы судим о шедеврах живописи, анализируя химический состав красок? Разве судим мы об истинности Веры, подсчитывая, сколько молитв было удовлетворено?

"Вера твоя сделает тебя целым". Прежде всего, мы должны обрести веру в Целое, в Божественное, частью которого астрология является; только тогда мы, и через нас весь мир станет целостным."

Эта целостность и Божья искра в астрологии - действительный источник ее целительной силы. Мы не должны допустить фрагментации и дискредитации астрологии.

Мы все знаем, что сегодня мы живем в фрагментированном и шизофреническом обществе. Поэтому сегодня так необходимы целительная сила и магическая целостность астрологии. Но если мы сами практикуем фрагментированную астрологию, тогда трудно надеяться на то, что она может исцелять.

Если наш ум разбросан, не выработал единый подход, цели, философию, тогда интегрирующая сила Космоса весьма незначительно отражается в нашей работе.

Мы опять возвращаемся к теме проводничества, рассматривая астролога, как канал. С этой точки зрения астролог значит больше, чем используемый им вид астрологии.

Недавно я имел встречу с астрологом-сидералистом, и он высказал много очень ценных мыслей. Астролог - это линза. Если линзу все время полировать, можно достичь великолепной фокусировки. Главное - сосредоточиться на чем-то одном.

Определенные техники служат определенным целям. Но самая примитивная техника в руках настоящего человека делает чудеса. Еще Юнг говорил, что лечебный эффект зависит от личности врача в большей степени, чем от чего-либо еще. Однако, астролог может быть проводником целительной силы космоса, если сам живет по законам космоса.

Д-р Марвин Лэйман в своей книге "Техника консультирования для астрологов" писал: "Религия, Психология и Медицина имеют исцеляющую силу, т.е. могут сделать индивидуума цельным... Никогда прежде не было такой потребности в "лекарях души". Поэтому действительно квалифицированный астролог-консультант должен быть не просто технически оснащенным специалистом; он должен чувствовать людей, быть мудрым, иметь достаточную душевную зрелость."

Да, астрологи должны отвечать очень высоким требованиям. Но у нас нет другого пути, как только совершенствоваться, становиться лучшими проводниками для космических истин. Чем больше мы совершенствуем себя, тем больше мы можем дать другим. А если мы предлагаем другим то, чего нет у нас самих, тогда мы просто жулики.

Ч. Картер как-то писал, что единое вверху становится многим внизу, в повседневной жизни, и если астролог работает над собой, он научается видеть во множественном единое. Астролог начинает видеть простой порядок в кажущемся хаосе жизни.

Мое глубокое убеждение состоит в том, что для астролога важнее расширение сознания, чем увеличение набора техник, используемых на уровне хаотичной повседневности. По мере расширения нашего сознания мы способны более эффективно увеличивать осознанность своих клиентов. Конечный результат астрологической работы зависит, в основном, от уровня нашего сознания, а не от "фактов" и слов.

Недавно я прочел исследование по межличностному общению, в котором приводились такие цифры: только 7% этого общения заключено в словарном обмене, остальные 93% - это тон, вибрации голоса, язык тела и т.д. Таким образом, при компьютерном, т.е. заочном, обслуживании теряется 93% информации - есть, о чем подумать!

Я хочу указать на два важных момента, о которых должен помнить каждый практикующий астролог.

1. Каждый, кто идет к астрологу, более или менее сознательно верит, что сказанное астрологом доносит космическую правду, за информацией, полученной от астролога, стоят космические истины.

Если даже внешне клиент скептичен, внутри он надеется, что астролог скажет ему правду о его жизни, космическую правду.

И вот уже здесь возникает вопрос: достаточно ли мы оснащены, чтобы интерпретировать Космос? Ведь фактически мы занимаемся интерпретацией Космоса. Нам не помешает осознание пределов нашей компетенции. Немного скромности тут будет не лишним.

2. Во время консультирования астролог имеет дело с сокровенными вещами - глубочайшим содержанием души человека. С этим нельзя обращаться, как с глиной или другими неодушевленными вещами. Тут происходит интимное взаимодействие. Нельзя также забывать, что вы интерпретируете чужую жизнь, исходя из уровня развития вашего собственного сознания. Клиент может иметь более высокий уровень сознания, и астролог должен предусматривать такие вещи, оставляя место для своей неадекватности.

"Российская астрология", №№ 5-9.

 

Выскажите своё мнение!

Астрологическая библиотека

Вернуться на титульную страницу


TopList