Фарида АСАДУЛЛИНА, Денис КУТАЛЁВ

История глазами астролога

(фрагменты из книги)

Из Главы 3 (продолжение). 

Россия. Прошлые века.

Здесь закономерно возникает вопрос: будет ли “архетипическое” сочетание трёх планет (Юпитер - Нептун - Плутон) проявлено при рассмотрении истории России в предшествующие века? Давайте посмотрим. При этом мы будем учитывать только те исторические факты, которые достоверно известны с точностью до дня.

Одна из наиболее ранних известных точных дат в нашей истории – дата смерти Великого князя Владимира, крестившего Русь. В этот день (15 июля 1015 г.) гелио-Юпитер был в квадратуре к совпаду Нептуна с Землёй и в точном полутораквадрате к Плутону. Нептун и Плутон, соответственно, находились в полуквадрате.

Интересно, что когда умер следующий полулегендарный Великий князь – Ярослав, – Юпитер вновь образовал квадратуру к Нептуну, причём точнейшую (19/20 февраля 1054 г.). С астрологической точки зрения в этом есть смысл: Юпитер традиционно отождествляется с главой государства, лидером народа, вождем, а Нептун – с народными массами, общественным сознанием, верой и надеждой. Квадратура и полуквадрат – это, в классическом для астрологии смысле, – расставание, кризис, разрыв, испытание. Не стоит, видимо, напоминать о традиционном понимании Плутона как планеты смерти.

После смерти Ярослава его сыновья вели междоусобную борьбу, и для укрепления своих позиций один из князей, Изяслав, заручился поддержкой папы Римского Григория VII. 20 апреля 1073 г. папа направил Изяславу послание, в котором закреплял за ним "королевство русское". Эта дата, практически не вспоминаемая историками, тем не менее, показывает значительный резонанс уже известных нам астрологических факторов: Юпитер находился в соединении с Плутоном в Рыбах, знаке Нептуна, а сам Нептун с Венерой в Близнецах (в гелио-карте) был в квадратуре к этому соединению. Попытка Изяслава опереться на формальный авторитет официального лица чужого для России архетипа (Юпитер / Плутон) провалилась, так как не была поддержана народом (Нептун / Венера).

Вообще, в гороскопах важных событий истории Древней Руси с удивительной частотой сильно проявлен Меркурий и его знаки (особенно Близнецы), а также Венера. Очевидно, эти астрологические факторы являются важной составляющей культурного архетипа Древней Руси, качественно отличного от архетипа централизованной России. В данном контексте любопытна перекличка с концепцией этногенеза Л. Н. Гумилёва. Этот исследователь, в частности, придерживался точки зрения о том, что древнерусский народ являлся этносом, уже имевшим тысячелетнюю историю к моменту крещения Руси и находившимся уже на закате своей истории, тогда как российский этнос в современном понимании этого термина только зарождался. Таким образом, Гумилёв решительно разграничивал данные два этноса.

Исторические реалии Древней Руси вполне согласуются с обнаруженной нами ролью Меркурия и Венеры в соответствующем культурном архетипе: динамика жизни в период феодальной раздробленности характеризовалась огромной зависимостью от личных мотивов (Венера) и родственных отношений (Меркурий / Близнецы) правителей, а также постоянной изменчивостью политической карты, слабостью или полным отсутствием центральной власти, единого войска и единой финансовой системы. Следует упомянуть и национальную неоднородность и даже отсутствие устойчивого единого самоназвания древнерусского этноса.

Хорошим примером, помогающих выявить различия между астрологическими показателями двух архетипов, является монгольское нашествие. В транзитной ситуации на день битвы на Калке 31 мая 1223 г. (которая так любима отечественной историографией) заметно доминируют Меркурий и знак Близнецов: соединение Солнца, Венеры и Луны расположено в Близнецах, а Меркурий делает мощные аспекты ко всем трём высшим планетам. При этом из выделенной нами ранее троицы “Юпитер – Нептун – Плутон” взаимный аспект делают только две последние планеты, и то довольно с широким орбисом. Таким образом, хотя битва на Калке была массовой и, как считается, значительной, она не имела далеко идущих последствий для развития зарождающегося этноса новой Руси.

Однако обращает на себя внимание другая битва, которой историками уделяется несколько меньше внимания. Это битва на реке Сить 4 марта 1238 г., которая произошла, когда монгольское нашествие достигло земель Владимирско-Суздальского княжества. Сражение закончилось поражением русских войск и смертью владимирского князя Георгия. В гороскопе на начало этой битвы мы находим… Большой трин! Его образовали Юпитер, Нептун и соединение Луны с Плутоном. И это не случайно: ведь именно Владимирско-Суздальское княжество составило в будущем основу централизованного российского государства. В борьбе за независимость именно этих земель и произошло зарождение нового централизованного русского государства, которому и соответствует выявленная нами триновая модель культурного архетипа.

Знаменитейшим человеком времён монгольского ига являлся Александр Невский. В день его рождения (6 июня 1220 г.) Нептун был в трине к Плутону и в точной квадратуре к Юпитеру (обратите внимание, что в гороскопах пяти событий древнерусской истории, которые мы перечислили, квадратура Юпитер-Нептун встретилась уже четыре раза!). Невская битва 15 июля 1240 г., прославившая Александра, произошла, когда гелио-Юпитер, Нептун и Плутон образовали "клин". Наконец, смерть Александра Невского (14 ноября 1263 г.) наступила, когда Юпитер в Рыбах образовал конфигурацию напряжённых аспектов с Нептуном во Льве и соединением планет в Скорпионе, знаке Плутона. Юпитер с Нептуном на этот раз оказались в точном полутораквадрате. В данном случае связь Юпитера с Нептуном через напряжённые аспекты мы понимаем как стратегическое преодоление (Юпитер) невнятности национального самоопределения (Нептун), как пафосное выступление за независимость Руси от западного влияния (как в вопросах государственного строительства, так и в религиозных вопросах).

Отметим сильную проявленность темы Меркурия и Близнецов в гороскопе Александра Невского и в карте на дату Невской битвы. Чуть слабее, но тоже ощутимо, проявлена тема Венеры и её знаков. Таким образом, фигура Александра Невского оказалась ключевой для обоих архетипов – и древнерусского, и зарождающегося российского.

Ещё один прославленный князь, Дмитрий Донской, родился (12 октября 1350 г.) на оппозиции гео-Юпитера к Нептуну, при этом Юпитер был в точнейшем трине к Плутону, а Плутон – в секстиле к Нептуну. И опять мы видим напряжённый аспект Юпитер-Нептун! Как раз при Дмитрии Ивановиче начали чеканить собственные, русские деньги, как раз при нём Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях, именно при Дмитрии Донском в Москве был построен каменный Кремль, как раз Дмитрий Донской ввел правило прямого наследования престола от отца к сыну (тем самым был отброшен киевский обычай, согласно которому наследником был старший в роду). Его сын Василий I стал Великим князем без санкции Золотой Орды.

Три ключевые для истории России планеты сильно увязаны между собой и в гороскопе Сергия Радонежского, самого почитаемого русского святого (3 мая 1314 г.): Юпитер находится в трине к Плутону в Рыбах (более точно - в гелио-карте), а Нептун образует взаимную рецепцию с Плутоном, находясь в Скорпионе. При этом гео-Юпитер делает биквинтиль к Нептуну, а гелио-Юпитер – точный полутораквадрат. Хотя Венера и Меркурий имеют выраженное положение в этой карте, но более мощно звучит тема Юпитера в знаке своей экзальтации. Юпитер как символ духовного водительства взывает к народному единению, невзирая на политические границы, к преодолению культурной разрозненности. Сергий по сути заложил основы новой для Руси монастырской системы духовного учительства, преемственности знаний. Как считают историки, авторитет Сергия как духовного пастыря, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, придал особый пафос отношению народа к этому сражению как к символическому событию защиты земли Русской.

В карте Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) мы вновь видим квадратуру Юпитера к Нептуну! И в самом деле, это событие вновь акцентировало тему национального самоопределения русского народа. Интересно отметить, что третья ключевая для России планета – Плутон – не интегрирована в единый рисунок с Юпитером и Непутном. И действительно, о державной мощи Московского княжества и единстве народа всех русских земель как о результате битвы говорить было ещё рано. Эта победа была символически важной, но в военно-политическом плане ещё не окончательной. Уже в 1382 г. московский князь вновь признал свою вассальную зависимость от хана Тохтамыша.

Процесс возвышения Московского государства был стремительным. К середине 15 века Русь уже стала мощным независимым государством, с которым ведущие державы той эпохи не могли не считаться. Среди большого числа событий, сопровождавших становление могучей Руси, нам хотелось бы выделить один факт, имеющий большое символическое значение и поныне. 25 ноября 1472 г., к свадьбе Великого князя Ивана III с Зоей Палеолог (племянницей последнего византийского императора), из Византии прибыл имперский штандарт династии Палеологов с изображением двуглавого орла, которому суждено было стать государственным символом России. Этот брак давал основания московской династии князей считать свою державу преемницей “второго Рима”. Именно это событие привело к зарождению концепции о Москве как “третьем Риме”. В тот знаменательный день Юпитер и Нептун были в конъюнкции в Скорпионе, знаке Плутона, делая при этом к Плутону секстиль (причём как в гео-, так и в гелио-системе). В этом гороскопе Плутон наконец зазвучал в полную силу своих имперских амбиций, геополитических претензий и заявок на религиозное лидерство. Княжение Ивана III (принявшего титул “государя Всея Руси”) было по сути уже царствованием – в полном смысле этого термина, включая аспект сакрализации власти.

Любопытно также отметить, что сам знак Скорпиона во многих традициях символически представлен орлом, а в анализируемом гороскопе Сатурн (структура события) находился в Близнецах (знаке двойственности), аспектируя своего управителя – Меркурий. Сам Меркурий в гео-карте соединялся в Скорпионе с нашей парой Юпитер-Нептун, а в гелио-карте стоял в царственном знаке Льва… Вот вам и тема двуглавного орла! Характерно, что за истекшие полтысячелетия многократно менялось название нашей страны, строй, этнический состав, география, не говоря уже о государственном флаге и гимне, но на гербе России и по сей день – гордый двуглавый орёл.

В 1592 г. Юпитер, Нептун и Плутон сошлись и в гео- и в гелио-карте в Большой трин в середине огненных знаков. Именно в этот год была произведена опись земель Московского княжества, и на основании составленных писцовых книг было, как считают историки, введено крепостное право. В чём же смысл этих затёртых слов из школьного учебника? Введение крепостного права на века определило саму ткань жизни государства и народа, экономическую и политическую, социальную и духовную сферы. Это было утверждением абсолютизма, укрепившего самодержавие жёсткой социальной иерархией. Стихия Огня в данном контексте обостряет жёсткость, непримиримость и нетерпимость центральной власти ко всему, что выходит за рамки её установлений. Нептун во Льве свидетельствует о пренебрежении страданиями народа, Плутон в Овне говорит о механизме активного подавления любого самопроявления и выхода за рамки установлений, а Юпитер в Стрельце оправдывает все эти действия божественностью власти царя и идеалами установления “высшего” порядка. Мы снова убеждаемся, что Большой Трин задаёт программные установки, умозрительные требования и стандарты, которые зачастую огромным бременем ложатся на плечи народа.

Столь любимый начинающими астрологами Большой Трин, как очевидно из приведённых примеров, в контексте мунданной астрологии вовсе не характеризуется гармоничностью, однозначной конструктивностью, благотворностью, лёгким течением энергии. Благоприятным ли, позитивным ли опытом было крепостное право для российского народа?

Коронация Бориса Годунова, первого за историю России выборного царя, к тому же символизировавшая конец династии Рюриковичей, произошла 17 (27) февраля 1598 г., во время точного гелио-трина Нептуна к Урану с Плутоном; Юпитер в этот день формировал секстили к ним обоим. Подключение Урана к известной тройке планет помогает понять трагический конец династии Рюриковичей, подтверждает изменение типа власти и неслучайность выбора Боярской думой нового царя. Юпитер на вершине бисекстиля проясняет роль Бориса Годунова как конструктивного гос.деятеля и “хорошего царя”, но в памяти поколений он остался как неудачливый “самозванец” и “детоубийца” из-за того, что уранически были нарушены привычный уклад и преемственность власти.

Первый царь из династии Романовых, Михаил, родился 12 (22) июля 1596 г. на точном гелио-трине Нептуна к Плутону (стоявшему близ Юпитера) и был выбран царём 21 февраля (3 марта) 1612 г. на точном гелио-полусекстиле Юпитера к Нептуну. Умер Михаил Романов 13 (23) июля 1645 г. на точной гелио-оппозиции Нептуна к Плутону (вновь стоявшему близ Юпитера). Культурный архетип тут проявлен не так уж сильно, но это и не удивительно - царь Михаил не был великим правителем и остался в истории прежде всего благодаря символичности своей фигуры как первого Романова на троне. (К тому же, политические лидеры вовсе не обязаны иметь в своих гороскопах сильное проявление культурного архетипа страны – подобно тому, как муж вовсе не должен иметь в своём гороскопе то же расположение основных планет, что и жена.)

В 1648 г. Юпитер, Нептун и Плутон образовали редкую конфигурацию Тау-квадрат – как в гео-, так и в гелио-системе. На гелио-аспектах произошло мощное восстание в Москве (т.наз "соляной бунт"). Богдан Хмельницкий написал своё знаменитое письмо российскому царю с просьбой о присоединении Украины к России в июне, когда действовали и гео-, и гелио-конфигурация. Наконец, 16 (26) июля 1648 г., когда государь вместе с Боярской думой и Освящённым собором "приговорил составить" первый в истории России всеобщий свод законов (Уложение), Тау-квадрат в гео-системе стал наиболее точным. В это же время разворачивался кризис в религиозной жизни страны – православная церковь стояла на пороге раскола. В реальности самое важное из этих событий соответствовало наиболее точной астрономической конфигурации. Составление Соборного Уложения было уникальным по своей значимости фактом потому, что в его основу были положены все возможные авторитетные источники – древнерусские, современные, греческие, и др., – а для работы над ним по царскому указу были привлечены самые широкие круги российской общественности. Так в России родился всеобщий закон, составленный “всем миром”.

Вообще, Тау-квадрат имеет значение активного (по принципу “гармония через конфликт”) поиска выбора пути развития. В данном случае центральной планетой Тау-квадрата был Юпитер в Деве, разрешающий динамическое напряжение между Плутоном в Близнецах и Нептуном в Стрельце. Вы уже могли убедиться, что во всех перечисленных событиях 1648 г. были очень сильны характеристики Юпитера в Деве: бунт в Москве явился реакцией на введение тяжёлого налога на соль; письмо о присоединении Украины к России предвещало расширение территории России; указ царя постановлял составить новый свод законов; наконец, раскол в церкви разгорелся из-за инициативы архимандрита Никона по изменению обрядов.

Мы агитируем коллег-астрологов с большим энтузиазмом и любовью относиться к Тау-квадратам. Если мунданный Большой Трин мы понимаем как задание тональности, эскиза будущего, закладывание идеи (поначалу нередко утопичной), то Тау-квадрат – это работяга и практик, он заставляет нас воплощать-таки свои идеи. Если Большой трин – это статичный алтарь-треножник, то в Тау-квадрате планеты в оппозиции можно сравнить с двумя колесами на оси повозки, а центральную планету тау-квадрата – с лошадью, тянущей весь этот воз.

XVIII век стал столетием Больших тринов Юпитера, Нептуна и Плутона. С 1698 по 1801 г. эти планеты сформировали Больших тринов больше, чем за всю остальную историю России. Они повторялись примерно каждые тринадцать лет. Рассмотрим события, происходившие в России на этих значительных конфигурациях, не забывая и о менее выразительных аспектах между ними.

Первый Большой Трин, ещё весьма слабый, планеты образовали в гелио-системе осенью 1698 г. Это было как раз то время, о котором говорят "Пётр прорубил окно в Европу". Во второй половине 1698 г. Пётр Первый вернулся из поездки по Европе и начал активную деятельность по "европеизации" России. Вслед за Петром в нашу страну приехали сотни мастеров различных ремёсел и искусств; именно в эти месяцы Пётр впервые в России начал насаживать западную моду: ввёл парики, брил боярам бороды и т.п. Но не следует забывать, что для Петра цели европеизации были не столько культурные, сколько военно-политические. Это обстоятельство подчеркивается положением главных планет в начале огненных знаков: Плутон вошел в Лев, заявляя об имперских амбициях Петра; Нептун находился в начале Овна, побуждая народ к новым идеалам; а Юпитер в Стрельце поясняет иностранное происхожение стандартов, насаждаемых Петром реформ.

Нельзя обойти молчанием такой факт, который вызвал бы наиболее пристальное внимание у любого мунданного астролога, - основание новой столицы российского государства, Санкт-Петербурга (16 мая 1703 года). Астрологически говоря, в этот день был очень важный и точный аспект трина между Нептуном (и гео-, и гелио-совпад с Сатурном, в Овне) и Плутоном (гелио-соединение с Венерой во Льве), но Юпитер при этом не был с ними значимо увязан. Мы объясняем это тем, что в характере события действительно просматривается желание продемонстрировать западному миру мощь и имперскую красу столицы новой сверхдержавы. Ради возведения Санкт-Петербурга на болотистых землях чуди и мери, ради закрепления на новых рубежах были пожертвовано большим количеством жизней простого люда и колоссальными ресурсами страны. А Юпитер в культурном архетипе России, с нашей точки зрения, соотносится в первую очередь с особыми ожиданиями, надеждами и верой народа в богоизбранность и непререкаемость ключевых фигур власти, а также с чрезмерностью полномочий, которые власть полагает естественной. Непроявленность Юпитера в карте данного события может пояснить непонимание народом политики Петра на этом этапе.

А вот другое событие этих лет – Указ о реформе административно-территориального деления (18 / 29 декабря 1707 г.) – как исторически, так и астрологически было более важным в развитии российского культурного архетипа. По сути, единым росчерком пера Петр установил новую структуру государства – разделение территории России на губернии. Произошла полная смена типа и формы власти в регионах; принцип губернского деления ощутимо отличался от исторически укоренившегося вотчинного. Пётр по сути пренебрёг национальными и культурными особенностями регионов ради налаживания системы рекрутского набора, ради усиления военного механизма. Неудивительно, что на небе в день указа сложился Большой Трин: Нептун в Овне – Плутон (и Уран) во Льве – соединение Марса и Лилит в Стрельце, знаке Юпитера. Уран и Плутон во Льве ассоциируются с превращением страны в единый военный лагерь, с жёсткой иерархией, замыкающейся на царя. Нептун в Овне отражает тотальную включённость всего населения в данную реформу, а стрельцовское соединение Лилит-Марс волюнтаристски закрепляет новый порядок вещей, утверждая примат милитаризма во внутренней политике.

Следующий, особенно сильный Большой трин Юпитер-Нептун-Плутон сформировался в 1711 г. Когда этот трин в гео-системе стал очень точным (5 марта н.ст.), Пётр Первый издал указ о формировании правительствующего Сената, первого в отечественной истории органа, на который была возложена полнота власти в стране на время отсутствия царя (Пётр тогда много времени проводил в военных походах). Это событие знаменует собой структурирование вершины иерархии власти в России. Юпитер в первом градусе Козерога (знака структуры, управления) вполне отражает новую систему должностных полномочий власть предержащих и её чёткую регламентацию. Трин к Нептуну (находящемуся в совпаде с Лилит) на границе Овна и Тельца подчёркивает непреложность верховной власти Сената для народа; положение Плутона и Урана на исходе Льва подчёркивает чрезвычайный характер, вынужденность этой меры для поддержания постоянного контроля над ситуацией в стране. Это было решение, доселе невиданное в истории России.

Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург 1 июля 1712 г. н.ст. произошёл, когда и гео-, и гелио-Нептун был в трине к Плутону (соединяющемуся с Ураном) и в квадратуре к Юпитеру. Обращает на себя внимание стремление Петра народно признанные, устоявшиеся символы власти принудительно “привязать” (квадратура Нептун-Юпитер) к новому месту: высшую знать он заставил переехать в Петербург; резиденции царя и органов власти теперь размещались только там.

С точки зрения астрономических конфигураций очень важен 1722 г., когда Юпитер (в знаке Плутона), Нептун и Плутон сошлись в гелиоцентрический мистический прямоугольник с Хироном (в знаке Нептуна). Обычно эта фигура интерпретируется астрологами как символ зарождения новых сущностей, проявления новых структур, воплощения в жизнь назревших идей. Не углубляясь в детали, отметим, что реальные исторические события этого года укладываются в такую схему интерпретации.

Во-первых, 4 февраля 1722 г. (н.ст.), когда мистический прямоугольник был весьма точен, была введена известная всем со школьной скамьи “Табель о рангах”. Этот закон устанавливал единую иерархию чинов для всех государственных служащих (как военных, так и гражданских). Находящимся на вершине этой иерархии провозглашался император, а все остальные граждане рассматривались как его придворные. Очень важно, что “Табель о рангах” обеспечивала возможность человеку из самых низов общества подняться по этой служебной лестнице практически до самого верха. Примечательно участие Хирона в астрологической конфигурации данного события: мы присоединяемся к интерпретации Хирона как проводника между различными уровнями бытия, различными социальными слоями. Хирон также акцентирует роль образования для осуществления этой связи. Народ воспользовался этой возможностью (секстиль к Нептуну), как и многие иностранцы (Хирон-Юпитер), образовав мощный приток новых сил в развитие Российской империи (Нептун в Тельце в трине к Плутону).

Говоря об открытии и использовании новых ресурсов, будет очень кстати вспомнить, что в том же 1722 г. было разработано первое отечественное месторождение угля. Это не только дало толчок развитию экономики и промышленности (прежде всего, военной), но и заложило основы частного предпринимательства в этой сфере.

Мистический прямоугольник проявлен и в гороскопе Устава о престолонаследии - первого закона в истории России, имевшего статус основного (5 / 16 февраля того же года). Более того, оппозиция Венеры и Лилит довершила эту конфигурацию до равностороннего шестиугольника (т.наз. Звезда Давида). Эта редчайшая фигура помогает понять уникальное значение данного закона – ведь он давал императору право произвольно назначать себе наследника, что является уникальным прецедентом не только в истории России, но и в международной практике. Как раз Лилит в Раке на оппозиции к Венере в Козероге бросает вызов всем традициям наследования власти. Подключение этой пары к уже описанной нами конфигурации четырёх планет символизирует появление нового источника фигур власти. Не будь этого Указа, в нашей истории не было бы эпохи блистательных императриц и многочисленных дворцовых переворотов…

На следующем прохождении Юпитера в тринах к Нептуну и Плутону образовался новый Большой трин. Это было в 1724 году, который ознаменовался рядом событий, связанных в первую очередь с закреплением позиций Российской империи на международной арене. То был год внешнеполитического триумфа Петра – он закончил свои войны заключением выгодного союза со Швецией и Константинопольского мира с Турцией, что узаконило новые рубежи государства как в северном, так и в южном направлении. Отражением ведущего положения России в Европе стало упрочение российской международной торговли; количество иностранных торговых судов, заходящих в порт Санкт-Петербурга, в 1724 г. резко возросло. “Все флаги будут в гости к нам…”, - мечтал Пётр, и он увидел, как эта мечта воплотилась. Интеграции России в лоно европейской культуры держав способствовало и введение паспортной системы (в этом же году). Оно было призвано регулировать заграничные поездки (учебные и деловые) россиян, сделать их более самостоятельными, но и оставить подотчётными.

Введение паспортной системы находится в ряду законов, усиливающих внимание к индивидуальности, личности, отдельному человеку. К этому же ряду относится и введение подушного налога (опять же в 1724 г.). Астрологически это коррелирует с положением Плутона в Деве – тотальная система власти и контроля охватывает уже не только поместья или дворы, но и каждого конкретного человека.

Большой Трин 1724 г. в самом конце земных знаков подытожил тему “закрепления основ”, “фундамента” Российской империи. Переход Юпитера из Козерога в Водолей вполне понятен в контексте смены эпох – от законотворческой, основополагающей, предписывающей эпохи Петра к сложным, смутным, неоднозначным временам, к калейдоскопу дворцовых переворотов и правления фаворитов. Укоренение новых, западных ценностей, идей и жизненного уклада на русской почве хорошо увязывается с положением Нептуна в соединении с Узлом Луны на рубеже Тельца и Близнецов. Зёрна обновления, посеянные Петром (Телец), дали всходы активных контактов с Европой и усвоения знаний западного мира (Близнецы). Посмотрите на гороскоп Российской Академии Наук 28 января (8 февраля) 1724 г. Учреждённая “по образу и подобию” западных академий, она стала первым ростком отечественной науки. Точный Большой трин в гео-системе подчёркивает локальный, внутренний масштаб этого события. Поступательное движение глобальных перемен в жизни России после смерти Петра не угасло (Плутон оставался в Деве и после перехода Юпитера и Нептуна в воздушные знаки).

В том же 1724 г. обострились проблемы, связанные с невнятностью выбора наследника престола, что астрологически связано с положением Нептуна в соединении с Узлом в Близнецах. Пётр пытался развязать этот узел проблем: в мае этого года его жена, бывшая служанка из Лифляндии Марта Скавронская была коронована как первая российская императрица Екатерина I. А осенью рассматривался вопрос о возможности наследования трона старшей дочерью Петра и её женихом герцогом Фридрихом Голштейн-Готторпским, что завершилось в ноябре 1724 г. их отказом от всех прав и претензий на трон за себя и своих потомков. Но узел лишь запутался – в январе 1725 г. Пётр скончался, так и не назвав своего преемника…

Юпитер, Нептун и Плутон находились в Большом трине и на рубеже 1762 – 1763 гг., когда пришедшая к власти Екатерина II издала манифест об образовании Императорского Совета (что развивало идеи петровского Сената и вело к ограничению власти монарха; но эта идея не была доведена до конца). Эти планеты делали Большой трин и в 1774 – 1775 гг., когда подавлялся бунт Пугачёва.

С окончанием эпохи великих императриц закончилась и серия пресловутых Больших тринов.

19 век связан с величайшими именами в русской культуре, с величайшими достижениями в литературе и искусстве. Книги Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Льва Толстого и Чехова, музыка Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского известны в любом уголке земного шара. Для людей, хорошо знакомых с историей России, представляется довольно парадоксальным, что выражение “русская культура” во всём мире ассоциируется именно с достижениями 19 века. Ведь самобытные культурные традиции России имеют многовековую историю. Русские музеи хранят бесценные сокровища разных видов искусства, удивительные коллекции икон, ювелирных изделий. Известно множество эпических сказаний, литературных произведений, пронизанных глубокой философской мыслью и удивительной поэтичностью (достаточно вспомнить “Слово о законе и благодати” или “Слово о полку Игореве”). Истинными жемчужинами общемировой музыкальной культуры являются знаменные распевы, духовные хоровые произведения средневековой Руси. А про шедевры российского деревянного зодчества или неповторимую красоту древних русских монастырей мы даже не будем говорить. Так почему же понимание русского характера чаще всего базируется на творчестве мастеров 19 века?

Разумеется, этому есть свои причины. С точки зрения нашей концепции важно понимать, что на 19 век пришлась заключительная, итоговая фаза транзитного цикла Юпитера-Нептуна-Плутона. Соединение всех этих планет представляет собой новый импульс, “пассионарный толчок” в терминах Л.Гумилёва или, в нашей терминологии, кардинальную трансформацию культурного архетипа. Развёртывание этого цикла на панораме исторических событий мы понимаем как последовательное воплощение потенциала этого импульса, проверку жизнеспособности новых архетипических устремлений и идеалов. Особенно интересной представляется последняя фаза цикла перед новым соединением, уже после того, как все значимые конфигурации аспектов были пройдены. На этой стадии энергия культурного архетипа уже полностью освоена, она пронизывает всю полноту жизни, становится плотью народного самосознания. Благодаря этому происходит расцвет культуры, наступает настоящий “золотой век” искусств.

Тем, кто интересуется концепциями этногенеза Л.Н.Гумилёва, будет любопытно провести некоторые параллели. Он полагал, что в многовековом цикле развития любого народа после периодов подъёма, пассионарного перегрева и надлома наступает “золотая осень” цивилизации, или инерционная фаза. Эта фаза характеризуется “интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта”, “растранжириванием богатства и славы, накопленных предками”, она “действует на эстетические струны души исследователя и романиста”. “Переход к инерционной фазе обычно выглядит как успокоение и начало созидательной деятельности после катаклизмов фазы надлома” (см.: Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1994. – С. 305; он же. Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993. – С. 528).

Таким образом, 19 век, “золотой век” русской культуры, был завершением цикла архетипических для России планет. При том, что это столетие было весьма насыщенно культурными событиями, наш фильтр почти не выявил архетипичных, поворотных моментов истории. Пока не наступило эпохальное соединение Юпитера - Нептуна - Плутона (эта конфигурация сопровождала практически всё время царствования последнего русского императора Николая Второго), Россия переживала время расцвета культуры, гуманизма, социальной справедливости (раскрепощение крестьян, уравнивание сословий и т.п.), имперской силы и мощи, воплощения прогрессивных идей науки в жизнь. Но при всём этом видимом благополучии назревали неизбежные кардинальные перемены. Силы и напряжённость импульса развития, полученного культурным архетипом народа на предыдущем витке (на предыдущем соединении), сошли на нет, оказались практически исчерпанными, они более не отвечали требованиям новых назревающих потребностей народа, не могли предложить решений проблемам новой эпохи. Поэтому можно говорить про 19 столетие в России и как о веке появления анархизма, терроризма, социального экстремизма, и – не скинешь со счетов – марксизма.

К бунтарской энергии можно по разному относиться, но невозможно отрицать историческую неизбежность подобных проявлений новых сил, “свежей крови”, необходимой для нового толчка развития культурного архетипа. Невозможность вписаться в устоявшиеся, закосневшие рамки принятых установлений и вызвала к жизни разрушительный дух перемен. Соединение архетипических планет несёт в себе идею, зародыш глобальных перемен. Реализация этой идеи происходит на протяжении многих лет, во временном масштабе, соответствующем циклу взаимных аспектов архетипических планет. Как вы помните, в случае российского культурного архетипа мощнейшей манифестацией духа перемен явилась революция 1917 года (во время первой конфигурации трёх пресловутых планет, расходящихся после соединения).


Надеемся, мы убедили вас в том, что выделение Юпитера, Нептуна и Плутона в качестве основных планет, определяющих понимание российского культурного архетипа, не является надуманным и случайным. Постараемся обобщить те многочисленные примеры, которые были приведены выше.

Если говорить об этих трёх планетах как выразителях культурного архетипа России, то в самом широком смысле их значение можно свести к следующему:

Юпитер: “Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек”…

Юпитер отражает присущую русскому человеку гордость за богатство родного края, убежденность в необъятности просторов своей земли, стремление к увеличению занимаемой территории, к экспансии, как политической, так и духовной. Это может проявляться в претензиях на лидерство среди народов, на особую роль в мире.

Возможно, с этим связана характерная тенденция оказывать покровительство другим народам, проявлять щедрость, порой даже насильно. Русская басня И.А. Крылова про Демьяна, закормившего гостя своей ухой до отвращения, хорошо иллюстрирует этот аспект российского культурного архетипа.

К области значений Юпитера для России относятся лидеры как лица, определяющие жизнь страны. В подавляющем большинстве случаев реформы, начинания, “перестройки” спускались “сверху”; поэтому для русского народа характерны упования на мудрость и справедливость правителей, вера в доброго царя-батюшку.

Влияние Юпитера проявляется и как вера в бесконечные возможности и таланты русского народа. Другой рельефной чертой русского народа многие считают неизбывную веру в светлое будущее и неистребимый оптимизм ("надежда на авось").

Желание производить только хорошее впечатление, вызывать уважение и признательность может подводить типичного русского человека: строительство “потёмкинских деревень” иногда доводит нас до того, что мы сами начинаем в них верить. А при невозможности обмана или самообмана для поддержания престижа приходится делать “хорошую мину при плохой игре”.

В русских сказках существует любимый образ Ивана-дурака. Поначалу наивный и простоватый, Иван после удивительных приключений и долгих странствий становится Иваном-царевичем - удачливым, смекалистым, богатым и знатным. В этом архетипическом персонаже нашли воплощение народные чаяния о достижимости поистине царских успеха и благополучия даже самым последним дураком. Воистину юпитерианская мечта!

Нептун: “Умом Россию не понять, в Россию можно только верить”

Нептун, конечно же, говорит о той самой русской душе: загадочной, таинственной, непостижимой. С этой планетой соотносится приверженность русского народа идеалам даже в повседневной жизни, вера в нечто лучшее, светлое, будь то Царство Божие, мир во всём мире или окончательная победа коммунизма.

Жизнь русского человека немыслима без эмоционального, открытого общения “по душам”. В русской литературе с древнейших времён особое значение имеет исповедальность автора по отношению к читателю. Достоевский подметил такую удивительную черту российского менталитета, как “всемирная отзывчивость русской души”. Действительно, переживания, радости и невзгоды самых отдалённых народов вызывают искреннее сострадание русских людей. Мы особенно добры к чужим людям, если они “униженные и оскорблённые”.

Разумеется, очень распространены всеразличные средства, способствующие расслаблению, созданию доверительной атмосферы, снятию барьеров. И не последнее место среди них занимает застолье, немыслимое без хмельных напитков. Традиция сопровождать алкоголем любое значимое событие в жизни стала неотъемлемой чертой русской натуры. И это – одна из форм влияния Нептуна. Среди прочих проявялений Нептуна следует назвать доверчивость и наивность; необязательность, лень, пренебрежение к правилам и нормам.

Плутон: “Могучая, кипучая, никем не победимая, страна моя, земля моя…”

Исторически Россия часто воспринималась другими странами как страна явно плутоническая, т.е. как постоянный источник угрозы – военной, идеологической, экологической. И для этого есть основания. Государственное строительство черпало свои силы в развитии военной мощи. Благодаря военным кампаниям, Россия заработала репутацию мощного государства, а в 20 веке – даже сверхдержавы. Оснащённость военной машины, милитаризация, боевой дух – вот основные приоритеты нашего государства. Другим оплотом плутонической мощи является жёсткая система власти, порой доходящая до тоталитаризма и функционирующая благодаря бесконечно разрастающемуся бюрократическому аппарату. Выраженность Плутона в российском культурном архетипе подтверждает и тот факт, что народ практически на протяжении всей истории находился под тяжким гнётом властей: то под игом иноземных завоевателей, то под прессом крепостной системы, то под пятой олигархии. Беспрестанные поборы, экспроприации, войны до сих пор не позволяют массам стать хозяевами своей судьбы, накопить достаточно ресурсов для безбедной жизни. Это ярко контрастирует с богатством ресурсов власть предержащих. Бездонность недр нашей земли (нефть, уголь…), богатство лесов и т.п. продолжают обеспечивать фундамент валютно-финансовой системы. Ещё одна плутонианская черта: русские неоднократно поражали весь мир своими грандиозными проектами: то засевали кукурузой целину, равную по площади всей Западной Европе, то организовывали колоссальные “стройки века”. Да и пресловутые образы "дубины народной войны", единого в своих порывах "советского народа" и т.п. являются, безусловно, плутонианскими.

По приведённым примерам из древнерусской истории было видно, что Плутон – имперский, державный, придающий монолитность – был слабо проявлен в истории Древней Руси (как и вообще в аморфных, “меркурианских” обществах). Для древнерусского архетипа более характерными планетами были Меркурий и Венера. Но по мере становления централизованной Руси Плутон становился проявлен всё более чётко. 

Юпитер-Нептун – ПРАВОСЛАВИЕ.

Юпитер-Плутон – САМОДЕРЖАВИЕ.

Нептун-Плутон – НАРОДНОСТЬ.


Из Главы 1. Введение в тему: Астрология и История

Из Главы 3. Россия. ХХ век

Планеты освобождения: Астрология британских колоний


Выскажите своё мнение!

Книги Дениса Куталёва

Вернуться на основную страницу


TopList